"От воплощенной Лилит, - писал Даниил Андреев в своей «Розе мира», - будет излучаться свет невыразимой красоты, напоминающий лунное сияние. Прикосновение же к ее телу будет вызывать не какое-либо подобие электрического разряда, а, напротив, несказанное наслаждение для всякого человека и полное угасание последних проблесков в его памяти о чем-либо высшем".
Одни исследователи утверждают, что имя Лилит этимологически связывается со словом «лайла» - ночь. Они же переводят «lilith» как – «ночное привидение» или «филин» Другие полагают, что имя «lilith» восходит к группе месопотамских демонов, называемых «lillu», из которых демоны женского рода назывались «lilitu». Первое упоминание о Лилит встречается в вавилонской эпопее «Гильгамеш». В прологе к эпопее рассказывается о том, как богиня Инанна, которая десять лет выращивала некое дерево хулуппу, желая сделать себе из него кровать и трон, однажды обнаружила, что дерево заселили «чужаки»… И среди прочих «незваных гостей» упоминается демон Лилит. Описывается она в «Гильгамеше» как очень красивая девушка с ногами совы. Позднее образ Лилит насыщается красками и обретает зловещий смысл. Лилит - крылатый демон женского пола, губящий детей и рожениц и совокупляющийся со смертными мужчинами - появляется во многих легендах и сказаниях. И образ этот можно считать общим для мифологий самых разных народов. В еврейской демонологии, например, образ Лилит занимает центральное место. И имя ее упоминается во многих древнееврейских и ханаанских надписях-заклинаниях. В шумеро-аккадской мифологии встречаются демоны: Лилиту, Лилу, Ардат Лили, Ирду Лили… - все эти демоны считались вредоносными, они наносили ущерб мужчинам, младенцам и роженицам. На вавилонских терракотовых барельефах Лилит изображалась в виде очаровательной обнаженной женщины с крыльями, стоящей на львах. В ассирийской мифологии встречается демон Ламашту, которая также наносит урон роженицам и новорожденным. Сегодня мы намеренно не станем описывать пути развития образа Лилит в мифологиях, религиозных течениях и народном фольклоре. Будем исходить из того, что образ этот зародился в далекой древности, когда человеческое сознание было в достаточной степени архетипично. И будем помнить, что у самых разных народов существовали и существуют в некоторых случаях до сих пор общие представления о демоне (оборотне) женского пола, вредящем людям. Лилит и Библия Единственное место, где осталось в Библии упоминание о Лилит – книга Исайи. Да и то упоминание это достаточно туманно. Судите сами: «…там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой», - только и написано в одной из глав книги. Только в оригинале вместо "ночное привидение" стоит слово "Lilith”. И все. И тишина. Будто не было Лилит, сотворенной из глины, равной Адаму. Забвение – худшее из наказаний. Но наказание это – за что? Давайте разберемся Все мы знаем сказание о сотворении мира, о шести днях работы Великого Мастера, и о венце Его творения – Адаме и Еве. Но мало кто знает, что первой женщиной, созданной Богом для Адама была вовсе не Ева, а Лилит. "Ибо до Евы была Лилит", - гласит древнееврейский текст. «Лилит! Кто ты – Лилит?» Итак…Создал Бог Землю и все, что ее окружает. И стала Земля готова к заселению. И начал Он ее заселять. И в качестве завершающего штриха создал мужчину и женщину - Адама и Лилит – «совершеннейшее из сотворенного Им». Из одного материала – из земли. Дал им ум, равные возможности и способность любить. Они и любили друг друга, страстно, до изнеможения. Каждое мгновение, проведенное с Лилит, дарило Адаму невероятное наслаждение. Божественное совершенство Лилит дурманило, близость ее тела – сводила с ума. Каждый глоток счастья только усиливал жажду. И не стало места Богу в душе Адама. Одна Лилит. Только Лилит. «Не сотвори себе Кумира», - попытался охладить Адама Господь. «А как же я?» - вопрошал Он. «Прости меня, Господи. Нет больше места в моей душе. Все отдано жене моей». И вот призадумался Он. Непорядок это. И придумал «правила». И «вразумил» Адама. «Живете кое-как… Распустил жену, видишь ли… Всяк сверчок знай свой шесток…» - пробурчал Он. Потом откашлялся и изрек: «Жена да убоится мужа своего». И «вразумленный» вернулся Адам к Лилит. И сказал: «Живем мы неправильно. Бог сказал мне, что я – Господин твой. А ты молчать должна, когда я разговариваю. И слушать меня и исполнять указания мои без возражений!» Наверное, Лилит попыталась вернуть его к реальности. Дескать, «Бог – Богом, но жить-то нам…» Но мир покинул их дом. И стали они спорить и ссориться. Один из таких споров описан в «Алфавите Бен-Сира». - Я не лягу внизу, - сказала она. - Я не лягу под тебя, только наверху, - ответил Адам. – Потому что ты подходишь только в низшей позиции, а я должен быть в высшей. - Мы оба равны. Я не стану покоряться тебе, - возмутилась Лилит. - Ты ничто иное, как одна из многих тварей в поле, - холодно парировал Адам. Он-то теперь точно знал, кто хозяин в доме. – Ты же создана мне в помощь, так и останется. Так не осталось. В гневе произнесла Лилит непроизносимое имя Бога, прокляла Адама и улетела на Красное море. Бог послал за Лилит ангелов, поручив им вернуть ее. Но Лилит отказалась. - Если ты согласишься вернуться, то все будет хорошо, - сказали ей ангелы. – А если нет, то ежедневно будет умирать сто твоих детей. Так повелел Господь. Она отказалась. Она отказалась. И у нее должны были быть очень веские для этого причины. Или только одна? Она больше не любила Адама. Более того, она его … презирала и ненавидела. Презирала за слабость и самоуверенность. Ненавидела за предательство. Ненавидела и презирала настолько, что стала мстить. Лилит-мстительница. «Сеной, Сансеной и Семангелоф! Адам и Ева! Изгоните Лилит!» Лилит обвиняют в самых страшных грехах. Согласно «Алфавиту Бен-Сиры» Лилит вызывает выкидыши, вредит роженицам; калечит и губит новорожденных. Она убивает младенцев и пьет их кровь. Почему? За что? Если вспомнить легенду, все становится ясно. Бог забрал у нее детей, когда Лилит отказалась вернуться в Эдем. Помните? «…ежедневно будет умирать сто твоих детей. Так повелел Господь!» И Лилит со своей стороны тоже объявила войну – войну против рожениц и новорожденных. Войну обделенной против необделенных. Что ж… Жестокость за жестокость… Этот «закон жизни» нам тоже известен, увы. И разве не чудовищно, что эта самая несправедливость «узаконена» еще в доЕвины времена? Известно много способов «защиты от Лилит». Один из самых известных способов – разного рода амулеты, на которых писали имена трех ангелов, посланных в погоню за Лилит, имена Адама и Евы и слова «Изгоните Лилит!» Амулеты эти развешивали в комнате, где находились младенец с молодой матерью, вывешивались над входной дверью. Кроме того вокруг кровати матери с младенцем рисовали магический круг, в комнате зажигали множество свечей, под подушку роженицы клали нож, а в руки давали ключ от синагоги. Огонь и железо должны были отпугнуть нечистую силу. Считается, что именно в канун субботы Лилит становится особенно опасна. И зажигание субботних и ханукальных светильников у иудеев также играет функцию оберега от Лилит. Если вы бывали на Востоке, вы должны были видеть на запястьях младенцев большие голубые бусинки. Это – тоже способ защититься от Лилит. Голубой цвет – цвет Небес, цвет чистоты, с помощью которого можно посрамить нечистую силу. Существует мнение, что дым некоторых трав также действенен в борьбе с Лилит. Роженицу и младенца окуривали этим дымом. И при этом ставили под кровать большлое блюдо со сладостями в надежде, что Лилит примет этот дар и не тронет мать и дитя. Говорят, если ребенок смеется во сне, можно быть уверенными, с ним играет Лилит. В этих случаях надо легонько щелкнуть ребенка по носику. А еще следует помнить, что категорически не рекомендуется сушить пеленки на открытом воздухе в лунные ночи. Лилит - искусительница Лилит – магически соблазнительна и прекрасна. Она – воплощение греха и она – его оправдание. Считают, что существует связь между Лилит и богиней этрусков Лейнт, которая вместе с Гадес и Персефоной встречала мертвых у ворот Подземного царства. Эти ворота изображались часто в виде йони, женского полового органа, или же в виде цветка лилии, а само вхождение в подземное царство часто представляли в мифологии как сексуальное единение. Лилия (lilu) также (в том числе) могла дать своеобразный толчок к рождению имени Лилит. Вообще, представления о связях людей с демонами, типичны для самых разных народов. Лилит и ее дочери совращали мужчин, а потом рождали от них демонов - как мужского так и женского пола. Лилит, черноволосая и ясноглазая, собирательный образ языческой женщины, ночная ведьма, искушает мужчин, является им в снах, заставляет их ждать прихода ночи, как манны небесной. После любовных утех с Лилит земные мужчины уже не удовлетворяются любовью с земными женщинами. Воспоминания о прекрасных, непередаваемых минутах, проведенных с Лилит, дурманят и приводят их в неистовство. Говорят, что мужчинам (как и детям) опасно оставаться дома одним, потому что в это время они оказываются наиболее уязвимы. Поллюции у юношей считались «происками Лилит». Всякие сны эротического содержания, даже просто улыбка во сне – реакция на ласки Лилит. Способов защиты от Лилит с давних времен было придумано довольно много. Все они носили характер предупредительный и выглядели по-детски непосредственно. Чтобы защититься от Лилит, монахи брали с собой в постель крест и закрывали им во время сна свои гениталии. Ведущие праведный образ жизни мужчины доводили себя до истощения постами и молитвами, пытаясь защититься от демонов-суккубов. И то, и другое, следовало бы признать, помогало не очень. Лилит в еврейском фольклоре В еврейском фольклоре Лилит выступает главным образом как разрушительница семейных устоев, а потому образ ее представляется сугубо с негативной стороны. Причины этого крайне отрицательного отношения к соблазнительной Лилит просты. Лилит – бунтовщица. В этом смысле она не уникальна. У большинства народов есть мифы о женском бунте. Но главное отличие всех бунтов от бунта Лилит – причина. Лилит восстала кроме прочего - ради равноправия. А равноправие женщины с мужчиной в патриархальном обществе и по сей день – явление скорее из области той самой мифологии. Женщина была и остается, как правило, подругой, «декабристкой»… Другими словами – вечной опорой, лишенной возможности отвечать за себя и принимать самостоятельно решения. «Ты создана не для любви и не для страсти. Я дал тебя Адаму как жену, подругу, а не любовную усладу для тела человека и его души…» - это уже немного позже – и к Еве… А для мужчины угроза потери женской поддержки в семье гораздо более страшна, чем они, мужчины, готовы в этом признаться. То, что Лилит оставила Адама, расценивалось как угроза Семье. А для иудея не было и нет беды большей, чем распад так называемой «ячейки общества», потому что единственным способом сохранить себя, как народ, евреи видели в сохранении устоев Семьи и следовании Учению. Еврейский мужчина более всего боялся крушения семейной морали. Поэтому страх перед женщиной-Лилит, могущей отказать мужчине в его праве быть мужчиной и отцом, воспринимался как абсолютная угроза всей сущности еврейского общества. Вместилище Добра и Зла Годы ли прошли? Дни ли? В раю время – понятие еще более абстрактное… И Ева, созданная взамен строптивой Лилит, со своим целомудренным разумом - не знающая страсти и не ведающая желаний – не устает бродить по райским кущам. Чего еще ей желать? Есть у нее Адам и есть Бог. И тот, и другой непонятны и требовательны. - Дай мне любовь, Господи! - Зачем тебе любовь? У тебя есть Я! У тебя есть Адам! В самом деле, зачем? Есть сад, полный птичьего многоголосия. Деревья, усыпанные плодами. Много деревьев. Но одно влечет ее более других. Бог подарил ей неведение, но забыл отнять любопытство. Волшебство звуков и запахов, журчание ручья, пение птиц – все это знакомо, кажется, целую вечность. Но есть оно – дерево, к которому нельзя подходить. И именно оно зовет, именно оно манит. Наконец, Ева подходит к нему близко-близко. Протягивает руку к сочной зелени, едва касается ярко-красного сияющего бочка. Ах, нет! Этого нельзя! И только шорох в ветвях. И насмешливый взгляд – боишься? Странное, незнакомое, но такое прекрасное существо выглядывает из густой листвы. Смотрит внимательно в глаза, шепчет: «Попробуй, Ева! Попробуй! И будешь ты, как Бог, знающий и Добро, и Зло!» Как откажешься? И сочная мякоть влечет, и вот сок уже течет по губам и Знание вливается в вены вместе с тревогой. Теперь все не так. Теперь хочется страсти и любви. И гнев Господень не отменяет желания. И проклятие не может ничего изменить. «Ты создана не для любви и не для страсти. Я дал тебя Адаму как жену, подругу, а не любовную усладу для тела человека и его души. Будь проклята ты Ева, ибо взяла ты на себя ношу, которая не по силам тебе. Никогда не станешь ты Любовью, раз создана Женой. А в наказание за твою честолюбивую попытку дать Адаму то, что ты заведомо не можешь ему дать, я обрекаю весь твой род на муки, что будешь ты испытывать всегда, когда станешь держать ответ передо мной за недержание плоти» «Будь проклята ты, Ева!» - Это первая гроза в раю. И тихий смех Лилит в ветвях. Немного о Еве и ее дочерях. А что – Ева? Голубоглазый ребенок с телом женщины! Ребенок, в чью белокурую головку со времен Эдема вдалбливались бесконечные «нельзя» и столь же бесконечные «надо». «Вразумленный» Адам учил ее послушанию, время от времени устраивая порки за непонятливость. И сам тяготился этой своей ролью, потому что где-то в глубине его души таилось недовольство. Он смутно ощущал, что чего-то в его жизни перестало хватать. Сразу после того, как Господь вынул из него ребро и «смастерил» ему новую жену. Уже и черты прежней изгладились из его памяти, и сути проблемы с Лилит он не помнил. А все же… Что-то было не так. Они научились имитировать согласие и стали почти довольны друг другом. Но «что-то не так» - не оставляло их. И когда у них появились дети, они смогли научить их лишь тому, как жить принято. И дочери Евы, перенявшие в большинстве своем у матери способность быть подругой и женой, до сих пор боятся любви, той самой любви, которая «предпочитает равных». И инстинктивно боятся пробуждения в себе качеств Лилит. Более того, лишенные права на любовь (не на любовь-уважение, не любовь-признание, а любовь-страсть… «Либо становись «святой», либо будешь падшей женщиной» - не слишком ли ханжеская установка?), они играют по правилам – из чувства сострадания к мужчине или самосохранения. И все сегодняшние сыновья и дочери «первочеловеков» боятся вспомнить себя прежних, вернуться к своей «догрозовой», «неисправленной» сущности – свободной и страстной. Итак, Лилит… Лилит – первая женщина, жена Адама, сотворенная из глины. Лилит - змея, уговорившая Еву отведать запретный плод. Лилит – воплощение Зла? Жена Сатаны (Самаэля, Асмодея…)? Лилит – дух ночи, совращающая мужчин? Убийца рожениц и младенцев? Мы узнали о ней много. И все же… Глядя на изображение женщины неземной красоты с поэтическим именем Лилит, хочется спросить… Не оттого ли мы зовем ее дьяволицею, что была она красива, свободолюбива и горда? Не оттого ли, что она – символ первозданной души, символ природы, символ инстинкта? Того первого, что дал миру Бог. И всего того, что отнял позже – бесстрашие, ум, красоту и естественность. Мечты-мечты И хочется верить, что однажды все изменится. Начавший войну - ее и закончит. И неведение, наконец, перестанет считаться достоинством, ленность душевная – ее чистотой, ум – дьявольским порождением. А Лилит… Лилит вернется к нам совершеннейшей из женщин. Вернется к своему Адаму. И родятся у них дети. И родители научат их любить. Потому что научить можно только тому, что знаешь и умеешь сам.